Мария Миронова. Аничков дворец

Дворец-невидимка в самом центре города, на Невском проспекте. АнИчков дворец. Почему невидимка? Мост Аничков с конями все знают, а дворец — не факт. Обычно дворцы стоят фасадом к народу, товар, так сказать, лицом показать. Аничков к лесу передом, а к Невскому задом, точнее боком, а передом к Фонтанке. А почему?

Трудно представить, но Фонтанка тогда была границей города. Аничков дворец — первое каменное здание на Невском, которое встречало въезжающих в город гостей со стороны Московского вокзала. Но тогда вокзала не было, площади Восстания не было и ничего не было… А сейчас он за красивой оградой и закрыт другими дворцовыми постройками.

А ещё, представляете, вокруг дворца был сад на целый квартал, до самого Гостиного двора, и от Гостиного двора, вдоль Невского был прорыт канал до Фонтанки!

Можно было к дворцу подплывать с двух сторон. Но потом решили, что это старомодно, «канал, фи!» И закопали. А от сада остался небольшой дворцовый сквер.

История дворца очень интересная, но и очень запутанная, и про архитекторов и про владельцев. Вот честно, эта часть меня на экскурсиях всегда утомляет — цифры, даты, века, порядковые номера царей. Я больше жизненные истории запоминаю.

А во всех историях владельцев красной нитью, и русским по белому, проходят истории любви. Поэтому, невзирая на возможные летающие тапки от историков в адрес моей вольной интерпретации, сокращу до минимума.

Итак. Строила дворец Елизавета для своего фаворита Алексея Разумовского. А почему он не Елизаветинский и не Разумовский, а Аничков? В честь какой-то Ани, Анечки? Отнюдь.

Мост уже к тому времени был, правда, деревянный и без коней. Строил его полк майора АнИчкова, так и назвали. Кстати, как и канал Грибоедова не в честь писателя назван. Вы знали?

Так вот. Дворец строили долго, десять лет, с 1731 по 1741. Хотя… какое «долго»? Стадион-то наш футбольный строили все двадцать. Но, похоже, по тем временам это был долгострой. И когда спрашивали:

— Какой такой дворец?

— Да там, возле Аничкова моста.

За десять лет так и приклеилось.

А что там дальше, насчёт любовной истории-то? А дальше Екатерина подарила его своему фавориту Потёмкину. А потом его выкупили в казну, и он стал свадебным подарком для царских особ. Правда, здорово? Выходишь замуж или женишься — и квартирный вопрос решён.

Так это и продолжалось, все двести царских лет. Некоторые цари даже предпочитали этот дворец Зимнему. Например, Александр III с Марией Федоровной.

А что стало там после революции?

Сначала был музей города, а потом, в 1937 году, решили этот дворец отдать детям, Ленинградский Дворец пионеров, сейчас Дворец творчества юных. Его не только отреставрировали, а создали две волшебные комнаты сказок. Пригласили расписывать художников из села Палех. Вдруг кто-то из молодёжи не знает, что такое Палех, это знаменитый народный промысел, художественная роспись. Палех, гжель, хохлома — разные виды русской художественной росписи.

Так вот. Раньше в Палехе больше занимались иконами. Но в тот исторический момент они, мягко сказать, были неактуальны. Художники оказались не у дел, вот и пригласили. Они в своей сказочной манере создали волшебную красоту, расписали и стены, и мебель.

В первой комнате я сначала не поняла, что за сказки. Оказалось, это сказочная роспись по мотивам произведений Максима Горького «Буревестник» и др. Неожиданно. Сейчас не все в курсе, кто это и что за произведения. Но для того времени это прямо потрясающие сюжеты.

Зато во второй комнате уж сказки так сказки! Наше ВСЁ. Александр Сергеевич Пушкин. И дуб, и кот, и рыбка золотая.

Кстати, комнаты, как и весь дворец — это не музей, а действующее детское учреждение. Там постоянно проходят разные события, занятия, мероприятия. Причём ни на стенах, ни на мебели никто не пишет ни плохих слов, ни хороших.

И оказалось лично для меня интересное. В 1937 году, когда только открыли Дворец Пионеров, моя бабушка Антонина Яковлевна, молодая учительница из Псковской области, была здесь. На экскурсию их сюда привозили, показывали. Если я сейчас, почти через сто лет, побывав в 35-ти странах, в полном восторге и от дворца, а главное, от комнаты сказок, представляю, какие эмоции были тогда!

Во время войны в парке Аничкова дворца вырыли четыре огромные ямы и спрятали туда коней с Аничкова моста. Но поскольку кони огромные, целиком не закопать, получилось четыре небольших холмика… Никто не знал, что там. Охраняли и не подпускали.

Осенью и зимой 1941 года здесь был госпиталь. А весной госпиталь переселили, и опять вернулись дети. Это была блокада. Весной они, как обычно, стали сажать семена, правда, не цветы, а в основном овощи. Вокруг дворца всегда были очень красивые клумбы, а теперь там сажали картошку. Она тоже красиво цветёт, а вокруг жёлтенькие ноготки. И вот, всю землю засадили, а холмики эти пустые стоят. Детишки решили их украсить. Втихаря попытались прокрасться и посадить семена. Но их поймали и сказали, что нельзя.

Зимой 1942-1943, несмотря на блокаду, во дворце уже была ёлка, и для детей устроили праздник.

Весной 1943 года объявили Олимпиаду творчества для школьников, и в ней участвовало восемь тысяч детей. Я и в тот момент, когда про это услышала, и сейчас, когда пишу, не понимаю — КАК?! Блокада, цветочки, ёлка, Олимпиада… Как это всё соединить, как возможно? А вот так. Такие ЛЮДИ были.

Всё это и ещё много чего рассказали мне на экскурсии в Аничковом дворце. Попасть туда можно, но надо заранее на сайте дворца купить билет, он включает экскурсию. Я в полном восторге, и от дворца и от экскурсии и, само собой, от комнаты сказок.

А что Вас впечатлило и порадовало в последнее время, где побывали?

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.