Наталья Черных. Дербент

Билеты, такси, самолёт — взлёт! Конечно, когда ты собираешься в отпуск, главное, ничего не забыть: документы, деньги, билеты и себя любимого.

Когда уже еду в такси, охватывают волнующие мысли о том, что через каких-то три часа я окажусь в интереснейшей части нашей необъятной Родины. Республика Дагестан, жди нас!

Самолёт был заполнен на 100%, мы с мужем весь полёт смотрели кино, отличную фантастику.

Посадка в аэропорту в Махачкале. Я думала, что сейчас выйдем — а там, как в Шереметьево, большой терминал, и ещё таможню надо будет проходить. Но нет, мы увидели просто выход на автовокзал к дороге. Хочешь — такси заказывай, хочешь, частник тебя повезёт. Спросили у одного частника, сколько стоит до Махачкалы добраться, сказал — 1000 рублей. Но тут же нас перехватил очень приятный мужчина, и поездка нам обошлась в два раза дешевле. Нам надо было оказаться на железнодорожном вокзале, так как следующий пункт нашего путешествия был Дербент.

Билеты продают в электричке проводники, в белых рубашках и с терминалами на поясе. Я время от времени езжу на электричках, билеты можно приобрести только в кассе, и они с электронными чипами. А тут просто бумажный чек! Интересно, словно в детство вернулся.

Время в пути ровно 2 часа 10 минут. Вышли мы на конечной станции Дербент   и включили навигатор. Да-да, почему бы не пользоваться благами цивилизации, когда есть возможность! До гостиницы шли всего 15 минут. Расстояния небольшие, по дороге рассматриваем стену и ворота Дербента. Есть старые дома с отделкой как в далёкие 80-е, но есть много современных построек,  в основном девятиэтажки.

Прибыли в гостиницу. На третий этаж шли по новой лестнице, в здании пахло свежей краской и штукатуркой. Заселились, переоделись и пошли заказывать такси. Весь день у нас был в дороге, но это не значит, что мы откажемся от соблазна устроить себе экскурсию. Мы отправились смотреть легендарный самолёт — экраноплан «Лунь».

Историю его вы легко найдёте в Интернете. А от себя скажу, что такого размаха самолёта я ещё не видела. Человек рядом с экранопланом словно улитка рядом с человеком. Сама конструкция напомнила мне огромного кита. Весь корпус от нахождения в море по низу покрыт ракушками, но так как это строение инженерной мысли построено из алюминия в большей степени, то ржавчины от моря и разложений коррозии нет. Этот экраноплан был создан не в едином экземпляре, их было 4. В итоге остался один. История очень интересная.

Сейчас «Лунь» стоит на берегу Каспийского моря, а вокруг будет создан парк «Патриот», чтобы люди могли приехать и посмотреть на величие инженерной мысли и патриотизма, а ещё осознать, какие грандиозные проекты создавали наши инженеры.

Наш таксист любезно ждал нас сорок минут, пока мы обошли весь экраноплан и стояли у берега моря, дышали морским воздухом. Сами понимаете, у нас весна начинается позже, чем в Дагестане, а море — оно и зимой море…

Приехали мы в Дербент и пошли чуточку прогуляться, а так как весь день были перекусы на ходу, то мы решили, что надо попробовать местную кухню. Читали, что всё очень вкусно и много мяса.

Недалеко от нашей гостиницы оказался милый ресторанчик, а рядом с ним действующий маяк. Очень понравилась подсветка.

В ресторане очень приятная атмосфера, мы заказали местное блюдо, девушка официантка вежливо интересовалась, всё ли у нас хорошо, и для начала нам принесли домашний хлеб — лепёшку только что из печи, с напитками. Скажу честно, от хлеба нас с мужем нельзя было оторвать, это настолько вкусно, что можно забыть, где ты. До основного блюда мы съели почти всю лепёшку и чуть не заказали ещё хлеба… Хорошо, что принесли основное мясное блюдо с тремя видами мяса и овощами. Всё это на большой сковородке и на подставке с подогревом на углях. Очень красиво, вкусно и сытно, одной порции хватает на двоих.

Сытые и довольные, мы пошли в отель . Открыв окно, я увидела в горах напротив освещённую крепость и надпись «Дербент» по аналогии с Голливудом.

Утро. В наши планы были посмотреть крепость и историческую часть Дербента, но идти в гору совсем не хотелось, мне легче спускаться. Мы снова заказали такси, цены на такси такие, словно ты в Москве платишь за одну поездку в метро.

Доехали до смотровой площадки и пошли гулять по крепости. Крепостные стены являлись укреплением и спасением для горожан при набегах и нападениях. Также в крепости можно увидеть две тюрьмы, бани и дома, где жили руководители города и их семьи. Сейчас со смотровой площадки можно легко заметить, насколько разросся город! Раньше в старом городе не было даже названия улиц, использовалась только нумерация домов, которые очень плотно прилегали друг к другу. Все постройки были рядом с Джума-мечетью. Джума-мечеть — пятничная мечеть, в которую приходили молиться в пятницу.

Конечно, архитектура поражает своим многообразием. Недалеко от Джума-мечети находятся девичьи бани. Советую их посетить и приблизиться к быту здешних мест.

Спускаясь вниз мы попадаем на рынок. От изобилия пряностей, выпечки и сладостей голова идёт кругом. А какие тут красивые овощи! Продается свежая морская рыба, парное мясо, домашние сыры, творог и многое другое.

На рынке есть кафе-столовые, можно зайти и попробовать местные блюда. Но так как мы плотно позавтракали, то решили побаловать себя пирожками в форме чебурека, запечённого в печи, с начинкой из баранины. Как же это вкусно! Обязательно надо попробовать.

На местном рынке вы можете купить семена разных трав, лука и множества цветов, а также пряности к любым блюдам и чай на все случаи жизни. Мы купили семена приправ, будем ставить эксперимент, что у нас вырастет.
А ещё недалеко от площади Ленина есть церковь, в которой находится музей истории ковра. Очень интересно посмотреть на создание ковров и ткачество. А ещё мы узнали, почему же на поясах и головных украшениях, а также на жилетках женщин было много серебра и монет. Удивительные истории поведала хранитель музея. Посетить стоит несомненно!

Недалеко от нашего отеля есть пешеходная улица, где вечером собирается много людей, которые пьют чай, общаются и гуляют с детьми. Два вечера мы провели там. Столько радости испытывали от местного колорита и гостеприимства! Все открытые, общительные, доброжелательные.

А ещё мы ходили на море. Какая красота… Люблю гулять по пляжу в любое время суток.

В Дербенте многие парки и улицы сейчас находятся на реставрации, но нам это не помешало получить положительные эмоции. Уезжали мы из Дербента, дав городу обещание вернуться.