Людмила Старшинова. Останкинский дворец

Продолжаю рассказывать про Останкинский дворец.

Строительные работы продолжались в несколько этапов. В результате пристроенное к деревянному зданию театра фойе бельэтажа, симметрично расположенные «Итальянский» и «Египетский» (павильоны и галереи составили П-образный ансамбль). Разновысокие объёмы оживляют, но не лишают классицистической строгости его композицию, не нарушенную и после разборки в 1830-е гг. «Старых хором» и «Гостиного флигеля».

Принципиальная новизна замысла Шереметева заключались не только в том, что театр занимал во дворце центральное место. Влияние идей театральности ощущались во всем: в ориентации, в выборе главной видовой точки на дальнем берегу пруда со стороны Москвы, в оформлении парадного двора, напоминавшего сценическое пространство в окружении флигелей-кулис, в постепенном развёртывании интерьеров, сменяющих друг друга как картины в спектакле, в выборе активных ярких цветов и изобилия зеркал и позолоты в интерьерах строго классицистического на вид здания, в соседстве подлинной роскоши с бутафорией, в реальной и иллюзорной трансформации пространства.

Кроме того, наполненные высококачественными произведениями искусства, образующими галереи живописи, графики, скульптуры и т.п., парадные залы дворца, помимо фойе, становились своеобразным протомузеем. К театральному залу из Вестибюля ведут два пути. Левые сенцы вводили гостей в нижнее фойе — фойе партера. Оно занимало западное крыло дворца, главную часть которого составлял «Итальянский павильон». Гармоничное соединение в планировке павильона парадности и уединённости очаровывало гостей, а обилие мраморной скульптуры на изысканном голубовато-зеленоватом фоне стен напоминало о парке.

Через Правые сенцы гости поднимались в верхнее фойе. Сменяя друг друга, залы его образуют анфиладу бельэтажа, в которой контрастные цвета, чередование объёмов, игра света и тени, многочисленные «кунштюки» представляют гостям «новый вкус» хозяина дворца — самобытную театрализованную версию интерьера классицизма. Заканчивается фойе Картинной галереей, яркие образы сюжетной живописи в которой предваряли красочность театральных постановок.

Обращение классицистической архитектуры к античным формам и образному языку древности, как и всякое подобное повторение, имеет сценический, декорационный оттенок, перекликающийся с характером дворца. Идее «храма искусств» соответствует оформление интерьеров дворца в «новом вкусе», как назвал Н. П. Шереметев воплощённую в Останкине оригинальную театрализованную версию классицизма. Она построена на театральных по своей природе контрастах: цвета и света, обилия позолоты, разнообразных светильников, роскоши предметов убранства, применения бутафории в оформлении.

Оригинальной особенностью Останкинского театра стала возможность его быстрой трансформации в бальный зал, «воксал». Парадные залы, ставшие в этом дворце одновременно и театральным фойе, и галереями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, разнообразием впечатлений готовили к восприятию спектакля. На сцене дворцового театра Останкинская сцена стала самой большой из имевшихся у Н.П.Шереметева и позволяла ставить современные оперы западноевропейских и русских композиторов, изобиловавшие массовыми действиями, быстрыми переменами декораций и разнообразными эффектами. Одним из таких эффектов является Останкинский парк.

Начало Останкинскому парку было положено ещё в середине XVIII века. Окончательно он сформировался на рубеже XVIII-XIX вв. и состоял из Увеселительного и Прибавочного садов. Территория Увеселительного сада примыкала к дворцу и включала в себя несколько гармонично соединённых элементов ландшафтной архитектуры: регулярную часть с двумя восьмилучевыми аллеями, партер, некогда опоясанный аллеями «Берсо», насыпную горку «Парнас», не сохранившиеся ныне «Собственный садик» и кедровую рощу, которую сейчас заново возродили, высадив молодые кедры, а также несколько участков в модном тогда «английском», т.е. пейзажном стиле, которые нынче также восстановили, посадив молоденькие липы, которые благоухают ранним летом, собирая шмелей. В этом же стиле был спланирован и обширный «Прибавочный сад» с несколькими живописными прудами.

Немногочисленные парковые строения до наших дней не сохранились, но имеющиеся чертежи позволяют восстановить их в процессе реставрации «Увеселительного сада».

Этот дворец строился графом, безраздельно любившим театр, поэтому строился, как декорация театрального представления. Кроме того все постройки являются своеобразными театральными символами. Дворец имел интересную особенность, все русские цари перед вступлением на престол, начиная с Павла 1 (1796 г.), обязательно посещали дворец. Для Павла (он был другом графа), посетившего впервые дворец перед коронацией, было разыграно потрясающее действо. Была посажена дубовая аллея, которая послужила занавесом к открывающейся живой сцене, декорациями которой был весь дворцовый комплекс. А для того, чтобы открыть эту красоту, дубы были подрублены, и все разом упали, открывая «сцену». Память об этом событии сохранилось в названии улицы Дубовая аллея, именно на ней стоит Останкинская Башня. Сохранился кабинет царя Павла, который был пристроен к приезду царя. А также во дворце сохранился огромный портрет Павла.

Удивительная вещь: временной дворец, сменялась власть, но созданное руками крепостных крестьян стоит по сей день. Думаю, что только этот факт сохранил уникальный памятник от разграбления во времена революции.

В настоящее время дело графа Шереметьева живёт, правда немного в другом виде. До начала реставрации летом там проводились музыкальные вечера и экскурсии, флористические выставки, а в настоящее время там идёт грандиозная реставрация.

Продолжение следует!

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.