Ирина Иванова. Кунашир

Из серии «НУ ОЧЕНЬ ДАЛЬНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ». Курилы, Кунашир, июнь 2024.

Итак, 1 июня началось лето, и этого же числа началась наша командировка — мы с коллегой прилетели на Кунашир. Самый южный остров из всех Курильских островов. Конечно, я там даже близко ещё ни разу не бывала. Целью поездки была природа: растения по долгу работы, а звери и птицы интересны всегда!

В первый день мы успели быстро заселиться на базу заповедника «Курильский». 2 июня — это воскресенье, весь день у нас был свободный. Мы пошли гулять по окрестностям главного поселка на острове — ПГТ Южно-Курильск.

Повезло нам сразу, буквально с первых минут. Прямо у посёлка, на сыром лугу вокруг речки Серебрянки, кормились японские журавли, молодая пара. У взрослых журавлей этого вида на голове красные шапочки, причем самцы не отличаются от самок, а у молодых такой шапочки нет. Журавли почти совсем не боялись нас, засевших в траве и во все глаза за ними наблюдавших и снимающих их, а просто паслись, что-то выклёвывая в высоком разнотравье, медленно двигаясь в нашу сторону, а потом так же неторопливо удаляясь. Прошли в итоге метрах в 20-ти от нас.

Кроме них, вокруг летали и пели свои песни полевые жаворонки, а также японские бекасы — очень редкий в России вид бекасов, они водятся только на Сахалине и Курильских островах. Бекасы эти тоже издают звуки при помощи крыльев и хвоста, пока летают, как и наши бекасы, но звуки другие.

Также на этом сыром лугу, особенно поближе к реке, цвели прекрасные, крупные и красивые цветы — триллиумы камчатские. Вместо нашего небольшого по величине белокрыльника цвели огромные лизихитоны, у них белые крылья цветка в несколько раз больше наших, а огромные широченные зелёные листья вырастают до метра в высоту и, наверное, могут быть столько же в ширину. Цвели также местные орхидеи пара видов, из близкого леса голосили кукушки, а на близком горизонте видны были заснеженные горы Японии — острова Хоккайдо. Ведь Хоккайдо расположен совсем рядом с Кунаширом, всего лишь через небольшой пролив Охотского моря…

На этом лугу можно было бы провести весь день, пребывая в полном восторге, но нас ждали и другие места. И мы пошли на свалку. Если вы бёрдвотчер, то есть увлекаетесь наблюдением птиц в природе, то лучшего места, чем свалка, вам не найти. Надо обязательно туда сходить.

Вот и местная свалка не обманула. Там нам встретились чайки, чёрные коршуны, вороны двух видов, горлицы, скворцы и другие пернатые. Не всех удалось хорошо пофотографировать, но вот одна большеклювая ворона была согласна на любые фотосессии.

После свалки пошли гулять по побережью Тихого Океана, дошли до скалы Чёртов Палец и потом до следующих скал. Песок тут не жёлтый, как у нас, а чёрный, ну или скорее серый — вулканического происхождения. Вдали виднелся вулкан Тятя, самый высокий на острове, но вскоре его заволокло туманом. Вообще на острове очень часто туманы. Дикая лисица два раза выбегала перед нами на берег, искала, чем бы полакомиться. У воды скакали камчатские трясогузки, на гальке встречались выброшенные океаном на берег камчатские крабики, а на литорали в лужах встречались зелёные и коричневые актинии, да и другая живность тоже. Всего не перечислить и не передать словами. Дошли до скалистого берега, там росли и цвели водосборы, местная примула, лапчатка крупноцветковая и другие растения.

Вдоль берега и с птицами тоже повезло. Сначала понаблюдали за семейной парой японских сорокопутов. Самка вела себя, как птенец, выпрашивая пищу у самца. (Потом от орнитолога заповедника Сергея Стефанова узнала, что им такое поведение в период гнездования в принципе свойственно). Вокруг также летали японские бекасы, жаворонки и другая мелочь. Согласились хорошо попозировать самец и самка восточного черноголового чекана…

В общем, первый день на Кунашире прошел очень успешно. В наш уютный вагончик на базе вернулись уже в сумерках, с массой впечатлений и фотографий…

Второй день пролетел быстро, но хочу подробнее остановиться на третьем дне — 3 июня 2024.

Мы с самого утра поехали с сотрудниками научного отдела заповедника на экологическую тропу Столбовскую. Начинается она от дороги, из центра острова, в 17-ти километрах от Южно-Курильска, и плавно спускается по лесному склону к охотоморскому (западному) побережью Кунашира. На всём протяжении тропы, а это 3 км, хвойный лес постепенно меняется на смешанный и под конец широколиственный, с субтропическим высокотравьем внизу. У сотрудников здесь своя работа — каждую неделю они выходят на этот маршрут, фиксируют наблюдения за развитием растений и проводят учёт встречающихся птиц и зверей.

По тропе прогулялись отлично, нам очень понравилось. Там много местных, редких и эндемичных растений. Некоторые уже цвели и даже отцветали, некоторые только готовились. Повидали дикорастущую магнолию обратнояйцевидную, это единственная из магнолий, растущая в России. Оказалось, что это большие деревья, и высоченные, и толстенные в стволе. Жаль, что она ещё не зацвела, но бутоны уже были нами отмечены. Вокруг подавали голоса великое множество птиц, орнитолог заповедника Сергей сразу говорил, что за птица звучала сейчас. Только многие прятались в густой и высокой листве, так что увидеть удалось не многих.

Через два километра пути мы вышли к ручью с горячими источниками, от воды прямо шёл пар, а на мостках около раздевалки даже увидели молодых дальневосточных сцинков — Красная книга России, между прочим. Последний километр пути прошёл по высоченному разнотравью, состоящему из сахалинской гречихи, шитомайника, всевозможных лилий (пока не цвели) и кучи других растений. Кроме триллиумов, цвели рябчики камчатские, огромные лизихитоны — где повлажнее. У ручья видели свежую лежку медведя, а ещё он там копал и ел корни лизихитонов. В конце тропы вышли на охотоморское побережье Кунашира, издали посмотрели на мыс Столбчатый — очень интересное явление природы, с очень редким вертикальным залеганием базальтовых пород. Но о нём я расскажу в другой день…

Немного отдохнув на берегу моря, двинулись в обратный путь, и через три километра достигли шоссе, где нас уже ждала машина. Напоследок сфотографировались на фоне вулкана Менделеева. Поехали в Южно-Курильск, но нам с Линой казалось рановато возвращаться на базу в середине дня, поэтому попросили высадить нас за три км до посёлка, решили пройтись по побережью пешком.

Это было уже другое побережье, Тихого океана. Тут был довольно сильный туман, впрочем, он нам не помешал прекрасно прогуляться. В небольшой болотинке рядом с берегом пофотографировали цветущие орхидеи и фиалки, потом нам прекрасно попозировал урагус, а на побережье многие птицы прилетали, чтобы поживиться дарами, которые выносит океан. Вороны, орланы, большие горлицы, чайки — все были здесь, осматривали песок и лежащие на нём ракушки, крабиков, водоросли и другие предметы. А над бухтой летали и сидели на воде бакланы и другие птицы, видели даже стаю американской синьги, это чёрная морская утка с ярким клювом, но они были далеко от берега…

Так мы и дошли до посёлка и нашей базы к вечеру, уставшие, конечно, но очень довольные.

4 июня был очень интересный, длинный день.

С самого утра мы поехали опять же с сотрудниками заповедника и на их машине на кордон заповедника «Андреевский». Он находится не в самом заповеднике, а на прилегающей территории, в так называемой охранной зоне. Место очень интересное — на берегу Тихого океана, в устье речки Андреевки, а поскольку рельеф там довольно круто поднимается от побережья, то недалеко от кордона на речке имеется водопад, довольно высокий, очень бурный и очень красивый. Вокруг смешанный лес, опять же с цветущими по сезону растениями. А ещё оказалось, что это очень птичье место. Самая главная за сегодня встреча случилась как раз на водопаде…

Погуляв немного вокруг кордона и дойдя вдоль реки до водопада, мы с подругой присели на его берегу где-то в середине подъёма в надежде, что увидим пролетающего тут иногда большого пегого зимородка, которые тут водятся. Он действительно пару раз пролетел, но был стремителен и промелькнул как неуловимая ракета. Но вскоре наше внимание привлекло совсем другое…. Прямо напротив нашего наблюдательного пункта, с другой стороны водопада, на поваленных там стволах я заметила небольшую совершенно незнакомую нам птицу. Она сидела немного нахохленно и моргала глазами от достающих до неё брызг. По пестрой окраске оперения мы решили, что это чей-то птенец, точнее, слёток. Конечно, сразу было принято решение задержаться и дождаться его родителей.

Вскоре птица начала двигаться по стволу, показав свои нескладные длинные ножки и коротенький задранный хвостик. Повадки, как движется, размер с дрозда — сомнения у нас быстро улетучились, опознали в нем слётка оляпки. А тут и родители не заставили себя долго ждать — стали охотиться на водопаде в струях падающей воды и приносить отпрыску добытых с неглубокого дна насекомых. Только оказалось, что оляпка тут местная — не обыкновенная, как у нас на европейской территории, а бурая — другой вид, который водится лишь в Сибири и на Дальнем Востоке. Она действительно вся равномерно тёмно-коричневая, а вот лапы у неё голубоватые. Я раньше видела такую оляпку только один раз, и то мельком, два года назад в селе Кавалерово, во время нашей поездки по Сихотэ-Алиньским горам. И тогда птицы быстро улетели, и рассмотреть толком не удалось... Так что можно сказать, что у меня с этой оляпкой случился лайфер — птица, встреченная в природе (да и в жизни) впервые…

В общем, следующие несколько часов я провела на берегу водопада, сидя на одном месте, прикрывшись удачно росшими тут кустиками, стараясь не шуметь и дышать тихо, с замиранием наблюдая за жизнью семьи бурых оляпок и стараясь сфотографировать все их перемещения в промежутках между кустами и брызгами воды. По описанию, вроде бы так себе занятие. Но какое же это счастье!!! Кто побывал в подобной ситуации, тот поймет…

Вскоре мы заметили прямо в воде чуть ниже первого слётка, ещё одного, мне показалось, он был чуть постарше. И родители-оляпки всё продолжали и продолжали добывать корм, бесстрашно бросаясь в бурные струи воды, и потом вбрасывать добычу в распахнутые клювики детей.