Анастасия Минина. Путь скульптора
С Настей Мининой мы знакомы уже давно. На моих глазах скромная девушка превратилась в красавицу женщину с проницательным внимательным взглядом. Нас подружил один из замечательных певцов, и мы стали общаться, несмотря на то, что живём в разных городах. А ещё нас объединила любовь к потрясающим, удивительным животным — лошадям.
Я помню, как Настя делилась со мной своими новостями — нашла конный клуб, поступила учиться на художника-скульптора, и т.д. А недавно я попросила её рассказать о себе для «Силы Красоты». Её короткая заметка о дипломной скульптуре находится здесь: https://s-krasoty.ru/8_2023-nomer-moya-vesna
У Насти есть группа ВКонтакте, там много интересного! Заходите! https://vk.com/konnidvorik
— Как и когда родилась твоя любовь к лошадям?
— Лейтмотивом моей жизни стала лошадь. Любовь ко всему конному у меня появилась, думаю, ещё до моего рождения. Родители рассказывали, что мне были интересны игрушки, вещи с изображением лошадей до того, как я научилась говорить. С какой-то неведомой силой меня тянуло ко всему, что связано с конями. Сейчас это потребность и настоящая страсть! Возможно, всё это заложено в некоторых людях на генетическом уровне. Наверное, идёт от далёких предков ещё с тех времён, когда человек и лошадь были неразрывно связаны.
— Почему из всех видов изобразительного искусства выбор пал на скульптуру?
— С раннего детства я была человеком творческим. Балетная школа, художественная гимнастика, частные уроки рисования, музыкальный кружок, хор, и вот, наконец, изобразительное искусство. Я окончила детскую художественную школу, в последних классах которой поняла, что прониклась больше всего к скульптуре. Это осознание пришло, когда мне исполнилось четырнадцать. Я всегда любила живопись, однако двухмерное изображение, сколь бы оно ни было убедительно, всегда будет лишь иллюзией объёма и пространства. Скульптура же позволяет создать осязаемое. Объект, который можно потрогать или взять в руки. Для меня это и по сей день настоящее волшебство — возможность воплотить образ из своего воображения. Материализация идеи — вот что больше всего привлекает меня в скульптуре.
— Расскажи про конный мир через призму твоей профессии.
— В 2017 году я поступила в Академию Ильи Глазунова на факультет скульптуры. Училась лепить и рисовать портрет и фигуру человека с натуры, копировала античные статуи, посвящала часы занятиям пластической анатомией. Такова была программа академической базы.
Однако все творческие работы были чаще всего на конную тематику. Это была и мифология, и спорт, и бытовые темы. Во всём, так или иначе, была лошадь. Параллельно с учёбой в Академии я осваивала верховую езду. Это был непростой, но интереснейший путь. Каждый выходной я спешила на конюшню. Время посвящалось не только верховой езде. То были часы, отданные рисунку и лепке с натуры, общению с лошадьми, наблюдениям за их особенностями и повадками. Что ещё добавить? Я старалась проникнуться всей сущностью этих благородных созданий. Это по сей день моя страсть и потребность, данная, думаю, самой природой.
На самом деле, стоит отметить, что мой глубокий интерес к лошади оправдан с точки зрения академических пособий по изобразительному искусству. Изучение фигуры человека и фигуры лошади есть основа основ академической программы. Тело лошади сложено необычайно гармонично, движения пластичны, а позы выразительны. Изучив, поняв и прочувствовав лошадь, художник открывает для себя понимание всего анималистического жанра.
— Мир конной миниатюры. Что это и как ты к этому пришла?
— В 14 лет я осознала не только желание посвятить себя скульптуре, но и узнала о конной миниатюры. Мне было суждено стать частью этого мира. Это направление объединяет тысячи людей по всему миру. Скульпторы создают реалистичные модели лошадей и выпускают их либо ограниченными тиражами, либо работают на заказ, создавая портретную модель конкретной лошади. Художники по росписи достигают порой такого попадания в масть, в её нюансы, что на фото трудно отличить рукотворную модель от живого прототипа. Шорники создают реалистичные копии настоящей амуниции с полным функционалом: ремешки регулируются пряжками, карабины застёгиваются, снимаются и надеваются подпруги. Моделисты создают копии настоящих конюшен с точным повторением деталей быта. Фотографы находят применение всему этому великолепию, запечатлевая в своих работах. Коллекционеры селят дома на полках целые табуны роскошных скакунов. Хобби объединяет людей по всему миру. Проводятся выставки, фестивали и конкурсы.
— Как рождается художественный образ?
— Зачастую я посвящаю свои модели конкретным лошадям, с которыми сама тесно общаюсь. Главная задача в том, чтобы передать образ и характер прототипа, однако я не копирую натуру. Форма, которую я создаю, рождается из того, что я вижу и чувствую. Иными словами, это моя интерпретация.
Образ, пока он ещё только в голове, должен созреть. Какое-то время нужно полепить его в воображении, чтобы потом более точно выразить в материале. Но, хочу заметить, когда хорошо продуманный образ формируется в материале, возникает постоянный соблазн что-то изменить, переделать, улучшить. Иногда это очень хорошо — возникает совершенно новая форма, интереснее той, что задумывалась изначально. Иногда это плохо, потому что велик риск уйти от изначально удачной идеи, запутаться.
Поиск образа — вещь очень тонкая. Здесь важна смелость и решительность, и в то же время сдержанность и осторожность.
— Что для тебя значит общение с живыми лошадьми?
— Одним тёплым солнечным днём я впервые попала в конный клуб «Лаир». С тех пор он стал для меня местом силы и, можно сказать, вторым домом. Президент конного клуба, Ирина Сергеевна Ларионова, теперь мой наставник по жизни и ближайший друг. За спиной у нас километры лесов и полей, пройденные рука об руку. Лошади дарят радость жизни, наполняют её смыслом. Не устану повторять фразу: «Нет ни единой секунды, прожитой зря, если она прошла верхом на лошади». Мой мир — это, несомненно, бескрайние просторы и галоп наперегонки с ветром! Я научилась чувствовать лошадь, каждое её движение. Научилась быть с ней единым целым в стремительном потоке. Каждая лошадь — это отдельный маленький мир, к которому хочется прикоснуться и познать его.
— В твоей жизни есть какая-то особенная лошадь?
— Хочу рассказать про самого первого моего коня. Ведь именно с него начался мой путь не только в верховой езде, но и в конной миниатюре. Зовут его Умником, и это неспроста. Небольшого роста и крутого нрава, этот конь всё время пытался меня воспитывать. Однажды он решил, что тренировка чересчур затянулась. Перескочив через ограду плаца, он убежал к себе в денник, разумеется, утащив и меня тоже. Я же, в свою очередь, как могла, боролась с подобными выходками, продолжая учиться держаться в седле. Со временем я поняла, что такое лошадь. Это не иначе, как стихия. Она может быть спокойной, а может разбушеваться, оставив человека совершенно беспомощным перед своей сущностью. Я помню свой первый галоп, первые падения. Помню, как возвращалась в седло снова и снова, преодолевая сомнения и страх.
Прошёл первый год занятий верховой ездой. К концу того года я завершила свою первую модель лошади. Конечно, это был мой любимый Умник. Маленький ручной конёк получился в точности похожим на свой живой прототип. Задача была создать коня максимально похожим, попасть в характер. Сделать его настоящим, живым. А нашего Умняшу ни с кем не спутаешь. Небольшого роста, крепкий, упитанный конь с пушистой гривой и коротеньким хвостиком. Длинного и пышного хвоста конь лишился ещё в молодости, получив травму. Особенность эта его никак не портит. Напротив, она делает его образ совершенно уникальным.
Ещё стоит заметить, что Умник — единственная наша лошадь, обученная цирковым трюкам. По команде он исполняет поклон и подъём на дыбы. Его, не побоюсь этого слова, харизма дополнена необычной нарядной мастью. На бурой шкурке проступают «яблочки», и на контрасте как будто нарисована кистью белая пегость. На ногах отметины-носочки, и словно игрушечные маленькие светлые копытца с тёмными полосками.
Завершает образ богатая шевелюра из чёрных, как смоль, пышных гривы и чёлки. Когда подходишь к нему, чтобы погладить и пообщаться, он роет передней ногой, высоко её поднимая — просит угощения. В общении с лошадью меня больше всего трогает момент взаимодействия, контакт. Поэтому я выбрала такую непринуждённую, играющую позу для создания модели. Не прогадала! Через неё действительно хорошо читается характер и образ нашего Умника.
— Расскажи о трудностях в твоей работе!
— Трудности, большие и маленькие, всегда неотъемлемая часть любой работы. Сложнее всего мне, пожалуй, суметь довести работу до конца. Процесс создания скульптуры — это целый комплекс задач, требующих терпения и усидчивости. Вылепить живой этюд из пластилина можно и за полтора часа, и за пятнадцать минут. Слепить же полноценную детальную работу, перевести её в материал, исправить все огрехи литья, покрасить — тут работа может затянуться на месяцы. Глаз замыливается, приходит усталость от однообразия. Подчас кажется, что уже вот-вот завершишь, а там ещё столько мелочей, работе не видно конца и края.
Мне всегда легко начинать новую работу. На первых этапах приложенные усилия видны, работа двигается быстро. Чем ближе к завершению, тем меньше она заметна. Наступает время проработки, уточнений, исправления ошибок. Можно трудиться весь день и к вечеру не заметить явных изменений. Это очень непросто для любого художника.
— Что помогает в моменты, когда силы творить и вдохновение пропадают?
— Если пропало вдохновение и силы творить — значит, я устала и мне нужен отдых. Лучший отдых — смена деятельности. Я стараюсь менять обстановку, часто выбираюсь из дома. Путешествия, интересные мероприятия, встречи с друзьями, хобби. Правда, иногда, чтобы вернуться в ресурсное состояние, нужно совсем ничего не делать день или два. Так бывает, когда слишком увлекаешься работой и не делаешь перерыв в нужный момент. Необходим баланс работы и отдыха, а это очень тонкая грань.
— Какие планы на будущее? Видишь себя исключительно в иппологическом жанре или тебе интересна скульптура в широком смысле?
— Конная тематика, думаю, всегда будет самой любимой. Это моё призвание. Однако я охотно берусь за самую разную работу в сфере скульптуры вплоть до создания кинодекораций и бутафории. Нравится работать на крупных объектах в дружной команде. Интересно выполнять небольшие частные заказы. Хочется воплощать свои творческие идеи, которые выходят за рамки иппологического жанра. Я обожаю путешествия, добрые и занимательные истории, приключения. Я люблю жизнь, её движение. Стремлюсь передать свои впечатления в работах.
Вообще профессия скульптора необычайно многогранна. Только представьте себе, что один и тот же человек может утром корпеть над созданием восковой модели для ювелирного украшения, а уже вечером отправиться лепить памятник в двадцать метров высотой! Наша профессия требует владение самыми разными умениями. В работе постоянно узнаёшь что-то новое и оттачиваешь то, что уже умеешь. Это непростой, но увлекательный путь.
— Чему бы ты себя посвятила, если бы не занималась скульптурой и лошадьми?
— У меня есть увлечения, без которых я не могу представить свою жизнь. Всей душой я люблю большую воду. Бескрайние волжские просторы Саратовской области стали мне вторым домом. В яхтенный мир я пришла годом позже, чем в верховую езду. Пятый год я помощник капитана на парусной яхте. Мы ходим в походы, организуем прогулки для туристов, участвуем в спортивных регатах. В этом году я испытала большую радость — сдала экзамены и получила удостоверение яхтенного рулевого! Ветер в парусах, несущий лёгкую лодку по волнам, слаженный экипаж, небо, солнце и ветер — всё, что нужно для настоящего счастья! Думаю, не будь моим призванием скульптура, однажды я бы доросла до капитана парусника!
Добавить комментарий