Мария Миронова. Эрмитаж
Начало здесь: https://www.s-krasoty.ru/5_2024-nomer-ermitazh
Остановилась на том, как послы попадали в Фельдмаршальский зал. А дальше из этого зала, как в сказке — направо пойдёшь, налево пойдёшь и попадёшь в разные галереи.
Мы выходили из этого зала, потом обратно вернулись и пошли в другую, и снова возвращались. Из названий помню одну, и про неё, очень важную, расскажу в конце. Одна из галерей — царская портретная, огромные портреты всех царей и цариц. Сначала, конечно, Елизавета, это же для неё строился дворец. Она любила пышность и украшения, барокко и все такое, поэтому даже узор на платье завитушки а-ля барокко.
Затем портрет Екатерины. Она, наоборот, была привержена более строгому классическому стилю. Поэтому и платье у неё более строгое, и дворец её эпохи более строгий. Для отделки она пригласила Кваренги.
Отделка его залов была более близка к евроремонту, и архитектор решил переделать что-то из растреллиевских залов. Когда Растрелли об этом узнал, обиделся и подал в отставку…
Кваренги, в отличие от Растрелли, не вырос в России и русским духом не пропитался. Однако очень почитал Петра, хотя, естественно, был с ним незнаком.
Для него это была историческая личность, ведь после Петра прошло уже лет сто. Для нас всё это кажется прекрасным далёко, все едино. А жили-то цари в разное время, последовательно друг за другом.
Он создал Петровский зал, и в этом зале символичный трон Петра, на котором он, естественно, никогда не сидел и никогда в зале не был. Про этот зал и про трон я ещё расскажу.
В галерее портретов ещё много, но один появился совсем недавно, лет пять назад.
Удивительная история...
В одной из старых гимназий в центре города, стали делать ремонт. Похоже, не делали больше ста лет, потому что под слоем штукатурки обнаружили ещё какую-то странную штукатурку, а под ней что-то непонятное, вроде старинная картина. Пригласили специалистов, и оказалось, что там неизвестный портрет Николая II. Кто-то замуровал году в 1917-м. Но интрига в том, что замуровал то только с одной стороны, а та сторона холста была наружу… А портрет-то огромный, и то ли, чтобы добро зря не пропадало, то ли для маскировки, на обратной стороне написали другой портрет, угадайте кого? Правильно, Владимира Ильича Ленина. И пока этот портрет два-в-одном так и стоит, ещё не придумали, куда его лучше поместить.
А теперь про Галерею 1812 года, про неё хотела отдельно рассказать, как отдельный элемент, производящий впечатление на послов.
В этой галерее портреты героев 1812 года. И она так и называется, Галерея 1812-го года. Какие лица, какие люди, какая мощь! Не знаю, то ли все они генералы, то ли ещё и высшие офицеры, очень уж их много.
Огромный портрет Кутузова во весь рост, а остальные небольшие, до пояса, почти как на паспорт. И портретов этих не сосчитать — от пола до потолка, а потолки высоченные… Причём обычно самые главные герои на высоте, а здесь наоборот, в самом нижнем ряду. Например, Багратион в первом ряду, на уровне глаз.
И помните, говорила про петровский трон? Так вот сейчас будет развязка истории. В 1877 во дворце случился пожар, печное же было отопление. И сгорела почти вся красота. Но ключевое слово — почти. С риском для жизни спасли трон Петра из Петровского зала и эти портреты героев из Галереи 1812 года. Тогда же фотографий не было, портрет это единственная память о человеке. И да, повторюсь — какие лица! Какие люди! И это НАШИ предки.
«Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя»… Это было сказано не нам, а двести лет назад. А наше-то племя помнит? А несёт ли с честью?
На этот вопрос каждый себе ответит сам. Кстати, помните, откуда эти слова? Правильно, М. Ю. Лермонтов, «Бородино».
Тут на сегодня и сказке моей исторической конец, а кто слушал, тому больше спасибо за интерес и внимание.
Добавить комментарий