Лилия Ёж. Камчатка

Камчатка глазами интроверта. День первый (10.08.2024)

Мы прилетели в аэропорт Елизово в 10 утра, а в Ростове в это время час ночи. Спать охота! В самолете за 8,5 часов полёта не получилось отключиться. То фильмы смотрели, то книги читали, то терпеливо ждали, когда перестанет плакать маленький пассажир.

В ангаре прибытия, по-другому и не назовёшь, получили свои рюкзаки- куколки, бережно упакованные нами в Москве.

Запрыгнули в такси, насколько это было возможно с ватными после перелёта ногами, и помчали в Петропавловск-Камчатский.

По дороге смотрели по сторонам, искали глазами «домашние вулканы», но они спрятались за плотной стеной тумана, чем очень сильно огорчили.

В хостеле ещё не заселяли, но разрешили оставить рюкзаки. Налегке мы отправились знакомиться с окрестностями. Заглянули на продуктовую ярмарку. Увидели цены. Хлеба перехотелось, но жажда до зрелищ осталась. Благо рядом с ярмаркой оказался «Художественный музей».

Интересно было окунуться в местный колорит и увидеть нетуристическую Камчатку. В музее посетили две выставки: художественную и фото.

Поболтали с сотрудницами, хотя если говорить честно, то болтала дочь, а я в это время молча разглядывала картины.

Кстати, эти тётеньки нас запомнили. Когда мы заглянули к ним через две недели, перед вылетом домой, то были встречены, как старые знакомые. Так приятно!

После музея прогулялись к морскому вокзалу. Так, по крайней мере, гласила табличка на здании. Постучались в закрытые двери и пошли восвояси, а точнее, гулять по Авачинской бухте.

Вода в океане была цвета металлик и отражала беспросветную серость неба. Мы разглядывали выброшенные на берег медузы и морские звёзды, наблюдали за чайками и не могли поверить, что за серой пеленой тумана стоят вулканы.

По пляжу бродили дотемна, за что были вознаграждены местной жительницей несколькими камешками обсидиана. «Так вот что нужно искать среди камней!» — поняли мы, и после похода занимались собирательством уже со знанием дела.

В итоге набрали не только обсидиана, но и просто красивых камешков. Нагребли песка с Халактырского пляжа и всевозможных ракушек, добавив к весу наших и без того тяжёлых рюкзаков ещё по 2 кг.

Чтобы акклиматизация прошла легче, спать легли по местному времени, как нам посоветовали бывалые путешественники.

Завтра прямо с утра отправляемся на морскую прогулку.

День второй (11.08)

Акклиматизация проявлялась сонливостью и лёгким подташниванием. Мы решили: «Пусть тошнит хотя бы по делу», и отправились на десятичасовую морскую прогулку. Будем лечить акклиматизацию морской болезнью. Клин клином, как говорится.

С утреца помчали на уже известный нам Морской вокзал, пообнимались с бетонными китами и, загрузившись на катер «Принцесса», отправились прямиком в Тихий океан.

Прощай, акклиматизация! Привет, морская болезнь!

В уютной каюте нас уже ждал завтрак: блинчики, нарезка из сыра, колбасы и сала, красная рыбка, овощи, печеньки и конфетки. Ну, и чай-кофе, соответственно.

Я уже начала присматривать себе кусочек поаппетитней, но тут капитан, его помощник и шеф-повар Светлана решили провести инструктаж на тему «Где лучше на случай морской болезни «кормить рыб».

Сказали, что бежать в гальюн смысла нет. Мол, не добежите. А лучше «кормить» прямо за борт. Вот такое напутствие перед завтраком, вместо «Приятного аппетита».

Есть мне, честно говоря, перехотелось, поэтому я ограничилась стаканом кофе с конфеткой и начала прислушиваться к своему организму, размышляя при этом: «Какой борт предпочесть, ежели что? Правый или левый?»

После завтрака народ разбрёлся. Одни пошли на открытую палубу катера, на самый его нос. Другие на второй этаж, более-менее защищённый от ветра, но мне всё равно было холодно, даже в термобелье, флиске, мембранной куртке и пледе.

Олька полезла на открытую палубу. Я рисковать не стала. С моей неуклюжестью и везучестью я бы точно оказалась за бортом.

Мне и на втором этаже всё было прекрасно видно, к тому же я там осталась совсем одна. Некоторых пассажиров всё же свалила морская болезнь, и они лежали на диванчиках в каюте. Мы с Олькой держались.

На самой границе Авачинской бухты, там, где она сливается с Тихим океаном, мы проходили рядом с тремя скалами, именуемыми «Три брата».

С названием этих скал связана давняя ительменская легенда. В ней говорится, что когда-то давным-давно берег подвергался постоянным разрушениям из-за штормов. Договориться с духами не получалось, тогда три брата-богатыря решили собой закрыть вход в бухту. Они вышли в залив и встали рядом, грудью защищая берег.

Это не понравилось морскому божеству. Оно насылало свои мощные волны, но братья давали отпор. Поняв, что победить их не удастся, морской бог превратил богатырей в скалы. Так и стоят они до сих пор каменными стражами.

Вот такая легенда. Далее нам на пути встретились острова: Чёртов палец, Старичков и мыс Кекурный. Проходим мимо скал «Три брата» и уже видим другую цель нашего путешествия — остров «Чёртов палец». Действительно, из воды торчал длинный тонкий палец с сильно разросшимся ногтем, больше похожим на коготь.

Похожие скалы называют ещё «Каменными стрелами», и здесь идёт отсылка к вере в бога Перуна, который вел непримиримую борьбу с богом Велесом. Всякий раз, когда Перун встречал Велеса, то метал в него каменные стрелы. Некоторые из них так и остались торчать из земли или воды, подобно скале «Чёртов палец».

Раскачиваясь на волнах, идём дальше и уже издали видим остров СтАричков. Назван он так не в честь бабушек и дедушек, а в честь его обитателей, птичек стАриков.

На острове зафиксировано 44 гнездовые колонии 11 видов морских птиц. Численным преимуществом среди обитателей острова обладают старик (порядка 13 тысяч особей) и топорик (около 32 тысяч особей). К сожалению, птицы предпочитают находиться на острове по ночам. Утром они улетают (кроме тех, что сидят на гнёздах) и проводят время на воде.

Поэтому на скалах мы видели в основном чаек, а топориков или тупиков — пролетающими над нами или в воде.

Название тупики этим птицам подходит больше. Один из них долго бежал по воде впереди нашего катера, как заяц перед машиной. Я уже начала за него переживать, но в самый последний момент он свернул вправо.

А что касается острова, то мне, если честно, он напомнил большую зелёную черепаху с поднятой вверх головой. Огромная такая Тортилла.

Не успели отойти от острова Старичков, как вдалеке показались острые плавники двух косаток. Наше судно набрало скорость и понеслось к ним. Уже с более близкого расстояния стало видно, что одна косатка большая, а другая поменьше. При каждом появлении их плавников над водой на катере раздавалось всеобщее ликование. На что я — человек неэмоциональный, и то не смогла удержаться от восторга, переполнявшего меня.

Только мы более-менее успокоились, как нашему капитану по рации сообщили о местонахождении китов. И тут я только заметила, что помимо нас к ним идёт ещё несколько катеров. Приближаясь, мы увидели фонтаны, вырывающиеся из воды. И опять эмоции через край. Киты! Боже, мы же мечтали об этом чуть ли не всю жизнь! И вот совсем недалеко от нас плывут три горбатых кита.

Мы сопровождаем их некоторое время, пока один их них не сделал нам прощальный взмах хвостом. Теперь они ушли в глубину, подальше от назойливых людей.

А в каюте нас уже ждал обед: горячая уха из красной рыбки. Мы с Олькой уже не переживали по поводу морской болезни. Как оказалось, нам она не грозит.

Катер бросил якорь в бухте Русская, и все желающие пошли рыбачить. И пока помощник капитана объяснял, как понять, что кто-то попался на крючок, Олька вытащила камбалу. Что самое смешное, камбала есть наживку совсем не собиралась. Олька зацепила её крючком за спинной плавник. Добытчица!

Улов у нее получился знатный. Кроме камбалы, она поймала несколько рыбин минтая и трески. Другие ребята тоже не отставали, и совсем скоро пластиковый контейнер был набит рыбой.

Но на этом наше морское путешествие не закончилось. Отправляемся к мысу Кекурный, который знаменит не только фактурными берегами, но и лежбищем гостеприимных сивучей. Это крупнейшие представители ушастых тюленей, которых также называют северными морскими львами Стеллера.

Умильные лежебоки грелись на солнышке, лениво поворачивая головы. Скорее всего, они уже привыкли к шуму двигателя катеров и человеческим голосам.

Теперь можно поужинать жареной камбалой и мясом камчатского краба. Наш катер берёт курс на Петропавловск-Камчатский. На протяжении всего пути за нами присматривал вулкан Вилюченский. Его верхушка то выглядывала из шапки облаков, то пряталась в ней.

А еще сегодня нам открылись «домашние вулканы»: Корякский, Авачинский и Козельский. Ура! Мы действительно на Камчатке!