Наталия Булатова. Мой метод преподавания

Общаясь с танцорами, педагогами и хореографами, я постоянно наблюдаю за их понятиями о методах обучения профессиональному танцу. И вспоминая, как учили и меня, могу сказать, что устаревшие установки ещё надолго останутся в головах большинства современных педагогов просто потому, что они сами не знают «другой жизни» и не ищут её. Как учили их, так же учат и они: через крик, «из-под палки», с помощью манипулирования через страх и наказания. Мир не стоит на месте, и я считаю, что давно необходимо начинать менять свои взгляды и подходы к воспитанию профессиональных танцоров, для того, чтобы в процессе воспитания профессионализма не убивать в человеке личность и самоуважение.

Каждый танцор — это прежде всего человек, который помимо профессиональной работы ещё живет и обыкновенной человеческой жизнью, а она, безусловно, имеет огромное значение и влияет на всё, что он делает в творчестве и на то, КАК он это делает! Очень немногие люди искусства проводят параллель между социальной и личной жизнью человека и его достижениями, успехами в творческой среде. А очень зря...

Давайте подумаем, какая вероятность того, что подросток, выросший в семье, где родители в него не верили и смеялись над его мечтами, будет таким же открытым, уверенным в себе и свободномыслящим, как подросток из семьи, где ему всегда оказывали моральную поддержку и говорили, что он талантливый и может всё? Конечно, все ситуации индивидуальны, но качества, которые зарождались и воспитывались с детства, будут всегда влиять на творческие свершения и успехи в сознательной жизни взрослого танцора. Поэтому я считаю особо важным моментом работу над собой, своими страхами и своим детством для каждого человека, а в частности для педагогов и их учеников!

Наверное, не бывает людей с идеальной жизненной историей и каждый сталкивается с миллионом проблем и жизненных уроков практически ежедневно, но есть разница в том, чтобы придавать этому значение или не делать этого. Я придерживаюсь первого варианта, потому что он помогает понять ученика и открыть его способности, нежели затолкать его значимость подальше, не уделяя внимания его мнению, личности и истории.

А теперь я начну своё повествование о своих взглядах на преподавание и о методе, который на данный момент считаю правильным и успешным для себя.

—Меня интересует психология и я стараюсь её изучать. К каждому своему ученику я отношусь с любовью и пониманием, наблюдая за ним и выявляя его истинные желания, чтобы понимать, как с ним работать и вести его к результатам, за которыми он ко мне пришёл, а не которые мне так хотелось бы ему «навязать»! Такую же оценку я провожу и для себя, перед тем как думаю, браться за проект с данной группой учеников или не стоит, ведь свои истинные желания в работе надо тоже учитывать, иначе может быстро произойти профессиональное «выгорание», что приведёт к апатии!

—Я крайне редко повышаю голос и стараюсь вообще от этого неблагодарного дела полностью уйти. Вместо манипуляции учениками через крик, запугивание или чувство вины, я стараюсь вдохновлять и мотивировать их на работу (здесь опять же важно учитывать их Истинные желания!). Методы мотивации могут быть разные, здесь все индивидуально и нужно смотреть, для кого что лучше работает и пользоваться этим!

—Я искренне верю, что все люди способные от природы и танцевать научиться может каждый, кто действительно этого захочет и будет готов над собой работать! Да, физиология и личный предел у каждого свой, но это вовсе не значит, что ваши достижения не способны будут подарить вам блаженство, возможности найти свою изюминку и реализовать свой собственный потенциал. Я верю, что каждый человек — это уникальный артист, и в своём преподавании я всегда стараюсь выявить сильные стороны человека, чтобы помочь ему развить свою уникальность и найти нужную специфику работы в танце или другом искусстве. И это вовсе не значит, что я не работаю над его «пробелами», я просто на них не зацикливаюсь, потому что в первую очередь меня интересует личность и выявление природных талантов, за счёт которых затем этот артист будет уникален и очень востребован!

—Меня интересует анатомия и травмобезопасность в обучении и работе! Понимая, как устроено и работает наше тело, а также зная, как грамотно выполнять технику танца, риск травмоопасных ситуаций, а точнее хронического накапливания травмы в ходе регулярных неправильных тренировок, резко снижается или сводится к нулю! Я стараюсь постоянно заниматься изучением данного вопроса и делиться этой информацией со своими учениками, так как считаю это крайне важным аспектом в обучении и сохранении здоровья будущих или настоящих танцовщиков!

—Основы техники, технический урок и физическая форма: мои любимые темы, преподавать которые я не устаю никогда. Основы техники — это часть урока или самостоятельный полноценный урок, где тщательно и грамотно разбираются принципы базовых технических движений в танце, на основе которых затем осваивается вся более сложная техника. В любом своём воркшопе я уделяю этому внимание потому, что не встречала ещё ни одного танцора, который бы действительно грамотно владел основами и отдавал себе отчёт в том, что нет смысла, да и просто опасно двигаться дальше, пока ещё не проработаны и не усвоены базовые вещи. Сам технический урок уже, конечно, включает в себя основы, но разделяю я эти части урока потому, что в техническом уроке все движения прорабатываются уже в довольно быстром виде, а вот детальный разбор технических особенностей занимает отдельное время и даёт возможность максимально проработать и осознать, что происходит с нашим телом и как оно вообще должно работать! Физическая форма и выносливость очень важна в танце, и я всегда даю её как часть урока в виде группы специфических для танцора статических поз и динамических упражнений, а также кардио-нагрузки.

—Развитие данных, гибкости и силы мышц танцора. Одна из любимых моих тем в преподавании. Я постоянно обучаюсь новым практикам сама, чтоб находить все новые и новые подходы, дающие экологичные для тела и здоровья, но при этом и максимальные результаты для танцоров! В следующем номере будет моя статья, где я описывала анатомию растяжки и некоторые принципы, которыми руководствуюсь и считаю важными в этой части обучения! Танцор без растяжки очень ограничен в своих возможностях, особенно в современном танцевальном мире. Лично я очень люблю гибкие и сильные тела и считаю, что танцорам этого сильно не хватает! В своих уроках я уделяю этому аспекту огромное внимание и по возможности разделяю технические уроки с уроками по тренажу, а также даю на них интенсивную, но грамотную нагрузку!

—Импровизация и развитие личной пластики и «почерка». Этой теме я также уделяю большое значение, потому что только через импровизацию, а особенно ДОЛГУЮ импровизацию можно открыть новые возможности и ресурсы своего тела, а также выйти за рамки своего «круга движений и штампов». Хочу сказать, что считаю эту составляющую урока (а лучше эти занятия вообще выделять в отдельный урок!) тоже очень важной!!!

—Для того, чтоб быть уникальным и интересным, современный танцор должен постоянно развиваться и изучать не только танец, но и другие жанры и виды искусств. Работа, а также специфика работы танцора может быть кардинально разной и все ваши умения и навыки могут однажды очень пригодиться в каком-нибудь особо интересном проекте. Синтез искусств на театральных площадках даёт потрясающие результаты, и если танцор, кроме того что он танцует, ещё умеет петь, жонглировать и играть на инструменте, например, он будет иметь возможность делать уникальные неординарные номера, повторить которые будут способны единицы! Я за синтез искусств и за создание необычных работ, где танец и пластика — не единственное, на что можно посмотреть на сцене. Конечно, я сама не обучаю другим дисциплинам, но стимулирую своих учеников к посещению других занятий для расширения своих границ, возможностей и потенциала

—Внимание к здоровью и личному счастью. Подытоживая длинный список своих взглядов, хочу вернуться к первым перечисленным выше темам о психологии и здоровье и сказать, что лично я придерживаюсь такого понятия: «Для того, чтобы быть успешным, танцор должен быть здоровым и счастливым!» Придерживаюсь этого понятия я не просто так: я знаю, что связь между духовным и физическим самочувствием человека напрямую связана с результатами в его творческой среде. Со мной многие могут поспорить, а часто и спорят, приводя примеры известных личностей, проживших тяжелую жизнь, но добившихся при этом мирового признания. Я с этим и не спорю, но хочу заметить, что вряд ли многие из нас хотели бы повторить их историю в своей жизни, не правда ли? Ведь жить в нищете и страдать не хочется никому, и хорошая новость в том, что это и не нужно!!!

Достаточно изменить свои ментальные установки в голове и поверить в то, что для того чтобы добиться результатов в своём труде, не обязательно страдать, а можно познать это все через счастье. То, во что мы верим, становится нашей реальностью, так зачем выбирать то, что неприятно? Продолжать эту бесконечную тему я не стану, хотя мне есть ещё чем поделиться, скажу только то, что я уделяю важное внимание самочувствию своих учеников и советую им над этим аспектом работать, ведь здоровье и счастье — это главные компоненты нашей жизни, как и главные указатели того, насколько правильно мы для себя живём и идём ли действительно своей дорогой.

—Я люблю своих учеников и с благодарностью отношусь ко всем, кто ко мне приходит учиться или уходит от меня! Каждый человек должен искать «своего» учителя! Как и каждый педагог должен искать «своих» учеников, чтобы расти и реализовывать именно СВОЙ учительский потенциал! Каждый ученик — это уникальная личность, которая делает педагога терпимее, мудрее, сильнее, либо создаёт благоприятную атмосферу, в которой педагог может немного расслабиться и открыться. Все люди нас чему-то учат, кто-то учит самоуважению через неприятные ситуации, кто-то помогает осознать свою значимость через потрясающие результаты и безмерную благодарность. Примеров и уроков миллион, важно в них не застревать, относиться к ним с благодарностью и делать правильные выводы. Я благодарна всем своим ученикам: тем, кто есть со мной, тем, кто меня покинул или кого покинула я, за уроки, мудрость, самоуважение и новые уровни моего восприятия и развития!

В своём преподавании и педагогическом пути я стараюсь руководствоваться этими понятиями и принципами всегда. Я пришла к ним через собственный богатый опыт в качестве ученицы и танцора и в качестве преподавателя я стараюсь сделать путь обучения и достижения приятным, увлекательным и эффективным для каждого своего ученика. Я не идеальна и не позиционирую себя таким образом, я считаю, что не бывает идеальных учителей, бывает учителя, которые людям подходят в своих методах обучения и не подходят. Вот и всё. Я не позиционирую себя, как всезнающего человека, знать ВСЁ невозможно. Но я знаю, что мне есть чем поделиться с учениками, и я постоянно продолжаю развиваться и обучаться сама, поэтому не отношусь к незнанию чего-то катастрофически, это явление абсолютно нормальное.

Любовь к своему делу и ученикам я проношу через любые виды обучения, хотя безусловно в условиях 1-дневного воркшопа добиться сразу огромных результатов просто невозможно и потому обучения в формате постоянной группы куда более эффективны в данном случае!

И так как я фрилансер и давно не веду постоянные занятия стационарно, через время планирую создать свой собственный дистанционный обучающий проект, который позволит людям из любой точки земного шарика, понимающим русский язык, обучаться у меня лично на постоянной основе. Все анонсы будут доступны в обоих моих Инстаграммах (@dance_teaching_diary и @_nb_contemporarydance_), поэтому те, кто хочет получить такую возможность обучения, подписывайтесь и следите за обновлениями!

Анонсов будет много, вы точно это не пропустите.

Желаю всем добра, самопознания и потрясающих результатов!

С любовью к вам, Наталия Булатова.

Комментарии

Какая же Вы молодец, Наташенька! Удачи Вам и счастья! Пусть Ваши ученики всегда Вас радуют!

Прекрасная статья, Наталья! Очень нравится читать Вас! Танцами никогда не занималась, но для тонуса плаваю и хожу много, нравится.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.