Наталия Булатова. «Цена» профессионального развития

Эта тема очень спорная, ведь каждый педагог или тренер имеет своё представление о том, как и сколько нужно тренировать ученика, чтобы сделать из него профессионала. Но в одном мы все сойдёмся точно: тренировать нужно много!

Читая эти слова, большинство людей в действительности не понимает, что такое «много». Это только кажется очевидным, и люди, у которых есть желание учиться танцу, смело покупают абонементы на большое количество занятий в школы и мужественно на них ходят, либо отправляют заниматься своих детей! Безусловно, это здорово, но достаточно ли 1-2 часов в день для того, чтобы добиться серьёзных результатов в танце? И мой ответ: НЕТ!

Все зависит первоначально от истинных целей человека (подробнее об этом можно прочитать в моей статье «Истинные цели»). Если у человека есть желание просто заниматься «для себя» и «достичь определённых высот» в танце или спорте, то ежедневные занятия, конечно, будут давать свои результаты и эти результаты будут довольно значительными! Но если мы говорим о профессиональном развитии, поддержании и совершенствовании своей танцевальной формы (а это постоянный и бесконечный процесс), то в день танцору нужно проводить в зале около 7-8 часов!

Важно понимать, что для профессионального развития недостаточно заниматься только одним видом танца по часу в день, особенно если дело касается современного танца! Например, для того, чтобы отлично танцевать contemporary dance, необходимо заниматься классическим танцем, джаз-модерном, импровизацией (полезно также и контактной импровизацией!), партерным тренажем, растяжкой и подкачкой с кардио-нагрузкой (как специфической, закачивающей необходимые танцору мышцы, так и общефизической, развивающей общую силу, выносливость и формирующей красивый рельеф тела), а также выделять время на самостоятельную практику! В дополнение полезны и занятия йогой, акробатикой, актёрским мастерством и другими видами танца, ведь современный танец любит синтез, и чем больше у вас навыков и опций, тем шире и неординарнее будет ваш танцевальный результат! Здесь также важно не распыляться и чётко выделять основные ежедневные занятия и второстепенные, которыми достаточно заниматься 1-2 раза в неделю для расширения своих навыков!

Теперь рассмотрим примерный график профессионально-направленного танцора. Ежедневно каждый профессиональный танцор должен заниматься классикой, растяжкой, тренажом и профильным стилем танца, а также выделять время на самостоятельную отработку танцевальных элементов, в которых у него «пробелы»! В общей сложности это занимает около 4-5 часов в день (из расчёта: каждый класс по 1,5 часа). Оставшиеся 2-3 часа, а иногда и больше, посвящаются репертуару (если танцор состоит в какой-то труппе) и изучению дополнительных навыков. Также «в свободное время» танцора нередко можно застать за чтением книг или компьютером в поперечном шпагате или другом «специфическом» положении, над развитием которого ему нужно работать! Но здесь я говорю о взрослом сформировавшемся человеке, способном выдерживать большую нагрузку в течение длительного времени тренировок. Для детей, разумеется, нагрузка значительно меньше, как и количество часов ежедневных занятий.

Танец — это вечная практика! У танцора нет перерывов и выходных, даже в свободный от занятий день он будет чистить зубы на «релеве» и сделает легкую утреннюю зарядку, чтобы как минимум размять свои суставы. Я повторюсь, что пишу конкретно СВОЁ мнение, исходя из личного опыта и нынешнего понимания настоящего пути к профессионализму!

Также хочу отметить, что танец, как и спорт, требует вложений не только физических, но и финансовых! Поэтому тем, у кого нет денег, но есть огромное желание стать профессиональным танцором, приходится помимо своих занятий ещё и дополнительно работать! Нет легкого пути к достижению высоких целей, это нужно понять изначально!

Безусловно важным для осознания является момент правильного выбора места обучения и педагогов! Учиться нужно у самых лучших и самых сильных, а если речь идёт о новой технике в танце, то лучше всего учиться у первоисточника! Если вы, к примеру, хотите стать балериной, нет смысла покупать абонемент в школу танца, где представлено множество танцевальных направлений и классический танец ведёт тренер по хип-хопу! Ищите узконаправленные профессиональные школы и заведения, чьей спецификой будет тот стиль танца, в котором вы мечтаете развиваться, а квалификация учителей будет действительно высокого уровня! Также смотрите на результаты учеников данной школы, это лучший показатель достижений и развития!

Советую вам всегда нести ответственность за личную практику и свои ожидания, чтобы не терять в уровне и не впадать в длительные депрессии, ведущие к бездействию и деградации, если ожидания не сбылись! Например, если вы ожидаете, что если поступите на кафедру хореографии, из вас непременно сделают профессионального танцора, то ваши надежды в большинстве случаев потерпят крах. Сделать из себя профессионала способны только вы, если поймёте, как на благо себе использовать все возможности и знания, которые вам будут встречаться на пути развития, даже если ваши ожидания относительно педагогов или учреждения вдруг не оправдаются. Не стоит забывать, что среди учителей очень мало людей, действительно желающих и способных обучать, и потому только ваше трезвое мышление может помочь вам сохранить боевой дух, не разочаровываться и несмотря ни на что накапливать ценные знания, полученные от каждого талантливого или бездарного учителя. В любом случае вы получаете опыт! Важно принять, что успех напрямую зависит от вашей настойчивости и личной практики! Как только это понимание к вам придёт, паззлы в вашей жизни сложатся в цельную картинку.

Теперь скажу о схеме работы в танцевальных школах и детских коллективах, где время занятий очень ограничено. С целью дать самую необходимую информацию и вложить её в 1 или 1,5 часовой урок, педагоги вынуждены делать так называемые «синтезированные уроки»! Это наиболее эффективный и возможный вид ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО обучения в рамках предложенных обстоятельств! Такие занятия имеют свою эффективность и дают хорошие результаты, но все же они не способны вырастить настоящего Профессионала потому, что такого количества часов практики и информации для этого просто недостаточно! Поэтому нужно смотреть на свои истинные желания: если у вас есть мечта стать высокопрофессиональным танцором, то ваш путь лежит в специализированные для обучения учреждения с обязательным посещением большого количества дополнительных занятий за стенами университета! А если ваша цель — просто качественное развитие и личный рост, то синтезированных занятий будет здесь вполне достаточно!

Хочу также заметить, что для артистов смежных направлений, таких как цирк или спорт, крайне важно понимание того, что танец не является основным в их виде деятельности и потому синтезированных занятий вместе с посещением отдельных классов по классическому танцу и растяжке, будет больше чем достаточно для нужного им развития! Для цирковых артистов или спортсменов основным является их вид искусства, танец здесь является второстепенным мероприятием, поэтому лично я не вижу смысла менять местами приоритеты и всегда работая с артистами других жанров, подстраиваюсь под их сильные стороны и варьирую уроки относительно их роста, целей и эффективности!

Также хочу отметить, что танец — это другое поле деятельности со своей структурой и правилами игры. Если в силовых видах искусства трюковая база требует огромной выносливости и человек просто физически не способен выполнить один и тот же элемент большое количество раз подряд, то в танце дело обстоит иначе! Для оттачивания танцевальных движений и элементов нужно повторять их десятки раз подряд, превозмогая усталость и раздражение, иначе ничего не будет! Этого понимания у большинства спортсменов нет, потому что танец они практикуют по принципу спорта, а так, увы, не работает! Для того, чтобы к примеру научиться вращаться, недостаточно сделать 3-4 попытки с каждой ноги и быстренько перейти к следующему элементу урока, не проанализировав своих ошибок и не попытавшись их исправить ещё минимум раз 20-30!

Последнее, о чем хочу сказать... Надо понимать, что профессиональный танец — это рутина, понять и полюбить которую способен только человек, прошедший такую школу обучения! Посмотрите, как обучают юных балерин в начальных и подготовительных классах, и вы поймёте, что конкретно я имею в виду.

Колоссальная мышечная медленная работа и бесконечное повторение одних и тех же движений — это наилучший способ правильного и эффективного «воспитания» тела танцора. Но вместе с тем это так скучно и тяжело, что если бы так преподавали в частных школах все существующие ныне направления, танец явно не пользовался бы такой популярностью у народа. Именно по этой причине синтезированные уроки имеют другую структуру, и в зависимости от грамотности и квалификации педагога они эффективно совмещают в себе как проработку, так и танцевально-развлекательную часть урока, ради которой, собственно, приходят заниматься люди. Всем хочется не только тяжело поработать, но и получить удовольствие, поэтому кроме рутинных упражнений в урок добавляются танцевальные разминки и комбинации, которые, несомненно, развивают координацию и пластичность, а также помогают применить на практике полученные в обучении основы! И разница здесь только в том, что в профессиональных учреждениях соотношение «рутины» и «танца» является 80/20, а в коммерческих уроках все наоборот!

Напоследок хочу ещё раз заметить, что в любом случае танец — это практика и если вы очень хотите стать профессиональным танцором, возможности найдутся всегда! Сейчас, в эру интернета, открывается множество способов заниматься дополнительно даже в домашних условиях, чего не было у моего поколения, когда учились мы! Миллионы воркшопов, тренажей, танцевальных связок от преподавателей со всего мира — это настоящий кладезь полезной информации, которая даже при минимальном грамотном платном обучении в качественных школах может существенно помочь в развитии при самостоятельной практике дома! Нет ничего невозможного, когда есть действительное желание и голова на плечах!

Развивайтесь в том, чем вы «горите» и относитесь к этому процессу осознанно и с любовью! Не требуйте от педагога, требуйте от себя, поверьте, что грамотному педагогу со стороны виднее, чего вам не хватает и как вас обучать, даже если порой вам кажется, что вы стоите на месте. Если не нравится педагог — меняйте его, ищите того, кто будет вам по сердцу (того же желаю и педагогам!). Незаменимых нет, хотя в профессиональной сфере довольно тяжело найти замену хорошему педагогу! Идите к своим целям, если их осознаёте, и тогда все непременно получится!!! Желаю всем творческих успехов и здоровья!

С любовью к вам, Наталия Булатова.

Комментарии

Ай как актуально для моего решения заняться выездкой на старости лет, о чем надеюсь написать в следующем номере

Я думаю, что Ваша статья актуальна не только для тех людей, кто желает посвятить себя танцу и стать профессионалом в этом виде искусства - но и вообще касается любого нового вида деятельности, которым решил вдруг заняться человек. Да, конечно же, первым делом нужно поставить себе вопрос: зачем мне это нужно и каких целей я хочу достичь? И сразу же задуматься над вторым вопросом - есть ли у меня средства, все необходимые - в том числе физические, моральные., материальные, временнЫе - чтобы осуществить всё задуманное? И при этом, конечно, всегда нужно помнить пословицу, что желание - это тысяча возможностей, а нежелание - тысяча причин...

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.