Людмила Старшинова. Останкинский дворец

Здравствуйте! Сегодня хочу провести вас по уникальному музею, дворцу, Останкино, единственному в своём роде памятнику архитектуры XVIII века, на удивление сохранившемуся, несмотря на все события, происходившие в нашей стране.

Возведён он крепостными архитекторами Мироновым и Аргуновым. Аргунов был также и крепостным художником, а в годы строительства дворца — управляющим всем этим имением, но оставался крепостным.

Дворец построен в стиле раннего классицизма и задумывался как временной летний дворец графа. Это миниатюрная копия дворца в Кусково. Дворец деревянный, роспись по дереву уникальна, поэтому оштукатуренные стены и потолки, а также колонны кажутся каменными. Уникальна также система отопления дворца, до сих пор печи действующие. Неповторим паркет из разных сортов дерева, который точно передаёт рисунки потолка, картины, светильники, скульптуры, всё во дворце сохранилось со времён графов.

Музей обладает уникальными коллекциями: это разнообразнейших форм и типов курильницы, торшеры, геридоны, настенные украшения, панно, мебель, выполненные специально для Останкино. Из музейных собраний осветительных приборов конца XVIII века, связанных с определёнными усадебными интерьерами того времени, Останкинское по полноте и разнообразию является единственным в стране.

Из первоначального убранства дворца около двухсот торшеров, бра, подсвечников, канделябров, жирандолей, фонарей, люстр в основном русской и французской работы сохранилось к настоящему времени. В музее также сложилась интересная коллекция русского портрета XVIII-XIX веков Аргуновых, Д.Левицкого, редкие полотна малоизвестных художников. В коллекции графики и миниатюры XVIII-XIX веков входят произведения лучших российских и иностранных художников. Дворцовая скульптура представлена в большинстве своем мраморными копиями, выполненными в XVIII веке в Италии с античных оригиналов.

В конце XVIII века во дворце было выставлено и тридцать подлинных антиков. Из них до наших дней дошло только пять. Помимо антиков, украшают интерьеры работы западно-европейских скульпторов и большое количество разнообразных по форме и размерам мраморных, алебастровых и бронзовых ваз.

Хорошо подобранное собрание русского, европейского и восточного фарфора, начало которому было положено еще при фельдмаршале Борисе Шереметеве, содержит редкие образцы ранних изделий. Это в первую очередь относится к изделиям Мейсенской мануфактуры. Интересен ранний фарфор, обширная группа керамики, коллекционирование которой началось еще князьями Черкасскими (мать Николая Шереметьева, урождённая Черкасская, это за ней отдали усадьбу Останкино в приданое при заключении брака), составляют редчайшие изделия японского и китайского фарфора XVI-XVIII веков.

Коллекция русских и западноевропейских вееров XVII-ХХ веков основана в 1958 году и с тех пор значительно расширилась, превратившись в одну из крупнейших в стране и ценнейших по составу. Основную её часть составляют веера и опахала, созданные во второй половине XVIII века — времени наивысшего расцвета веерного искусства. Веер не просто был предметом роскоши, но и имел очень интересный язык веера, которым часто пользовались дамы. Экскурсоводы иногда показывают несколько предложений жестами веера.

Обращаясь к истории: граф Николай Петрович Шереметев объявил своему управителю 13 февраля 1790 года (эта дата считается днём рождения дворцового театра), что он намерен строить театр. В отличие от большинства представителей просвещенного российского дворянства того времени, склонность к модной тогда забаве — театру — у Н.П.Шереметева превратилась из увлечения в дело всей его жизни. Имея прекрасно подготовленную труппу с обширным репертуаром и несколько театральных помещений, Шереметев задумал уникальный для России проект летней увеселительной резиденции. В духе эпохи Просвещения, склонной к идеям общности культур и единства цивилизации, Останкино должно было стать Пантеоном искусств, дворцом, в котором царит театр. Первый проект «Вид на Сцену Останкинского театра», разработанный крепостными архитекторами.

Строительные работы начались в январе 1791 года и к весне Н.П.Шереметев уже имел новую сцену. Его главенствующее положение — конкретно в Останкинском дворце и символически в иерархии искусств эпохи Просвещения, подчеркивается средствами архитектуры. Три торжественных портика главного корпуса подняты на высокий рустованный цоколь. Центральный портик — шестиколонный, коринфского ордера, увенчан фронтоном, а главное — высоким,
видимым издалека бельведером. Стены дворца окрашены в «цвет утренней зари» — аполлонов цвет. На этом фоне легко читаются стройные белые колонны, лепные барельефы и круглая скульптура в нишах, объединенные сюжетами танцев и веселья.

Театральный зал в Останкине был спроектирован по образцам лучших европейских театров XVIII века. Зрительный зал в форме подковы обеспечивал хорошую видимость со всех мест и превосходную акустику. Небольшой, уютный, оформленный в голубых и розовых тонах, он мог вместить до 250 зрителей. Сцена стала одной из самых больших в России того времени. Её обслуживали нижнее машинное отделение (трюм) и верхнее, двухъярусное, частично сохранившее своё оборудование до наших дней. Колонны движутся по сей день. А по лестницам бегали актёры…

Продолжение следует!

Комментарии

Замечательный экскурс в историю Останкино. Спасибо автору за подробный и интересный рассказ. Ждём продолжение. 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.